Для начала Сергей Николаевич предложил определиться с терминами насилия и агрессии, которые часто используются как синонимы. «Агрессия — это не всегда насилие, — объяснил профессор: человек, который сидит на берегу и смотрит, как другой тонет — это агрессия без насилия». В то же время насилием можно считать любое образование: от умения завязывать шнурки до изучения иностранных языков и музыкальной школы.

После того, как понятия были определены, Ениколопов представил несколько точек зрения на агрессию, которые существовали в науке на протяжении XX века — как наука систематизирует и описывает бытовые стычки, войны уличных банд и даже геноцид. Однако, по мнению профессора, «один из самых серьезных и опасных пусковых механизмов агрессии — это научность — то есть, якобы научное обоснование чего бы то ни было». Так, например, в 1930-е годы в Германии ученые объяснили, о том, что бывают люди второго сорта: сначала в Веймерской Германии предлагалось бороться с наркоманами и алкоголиками как с дегенерантами, потом дегенерантами стали евреи, цыгане и другие народы. Так, по словам Ениколопова, формируется психология зла.

«Для нас до сих пор не до конца ясно, как бывшие соседи начинают резать друг друга. Самое важное в психологии зла — это создание коллективного насилия, одновременно появляется проблема свидетелей — людей, которые видят, как это делается».

Объясняя, как современные научные школы трактуют агрессию в обществе, Ениколопов сравнил ученых со слепыми брахманами из притчи, которые ощупывая слона, пытаются описать, как он выглядит: «Каждая школа пытается понять проблему под углом, абсолютизация невозможна».

Во основе всего, объясняет Ениколопов, лежит биология: «Мы все знаем, что когда новый лев становится главой прайда, он убивает детенышей предыдущего альфа-самца. Мировая статистика показывает, что отчимы чаще убивают детей, чем родные отцы». Даже у такой вещи как изнасилование — существует биологическая подоплека. «Лично мне, правда, больше нравится то, как это устроено у осьминогов: самка достается тому, кто сильнее ее защекочет», — добавил профессор.

На вопрос о том, влияет ли телевидение на повышение уровня агрессии, Ениколопов приводит в пример американское исследование 70-х годов. Оно шло несколько лет и закончилось резонансным обсуждением двухтомного труда в Конгрессе США. После этого количество жестокости на государственных каналах сократилось, а за частными стала следить «Ассоциация бабушек». Вообще, на прямые вопросы, касающихся наиболее острых проблем современной России, профессор отвечал уклончиво, стараясь подобрать примеры из истории других стран.

Один из вопросом зрителей касался связи между агрессией и наличием национальной идеи. Ениколопов вновь обратился к мировым примерам, вспомнив Израиль. «Национальная идея — это вовсе не обязательно поиск врага. Например, национальная идея Израиля во многом строится на Холокосте». В основе национальной идее лежит либо победа, либо очень крупное поражение, которое стало победой духа, считает Ениколопов: «Например Бородино — проигранная битва, Москва сожжена. Однако благодаря литературе Бородино стало победой духа».

Завершился разговор об агрессии вопросом о том, как бороться с насилием и можно ли с ним бороться вообще. Сначала Сергей Ениколопов ответил «нет», но потом смягчил свой категоричный ответ: «Бороться с насилием тоже нужно всеми средствами сразу, подойдет и научное изучение насилия, и „Ассоциация бабушек“, и личный пример».

Региональный проект «Открытой лекции» проходит при поддержки «Открытой России».