Share the post "Красота внутри – провокации снаружи. Как прошла лекция Андрея Макаревича в Петербурге"
28 октября через тридцать минут после того, как конфликтолог Ениколопов закончил семинар, посвященный природе человеческой агрессии, была назначена лекция поэта и музыканта Андрея Макаревича.
Тему для своей «Открытой лекции» Макаревич выбрал миролюбивую — «Что такое красота», однако страсти вокруг самого мероприятия бушевали нешуточные. Задолго до начала лекции Макаревича у здания центральной городской библиотеки стали собираться как обыкновенные зрители, полагавшие посетить лекцию, так и те, кому не терпелось превратить ее в незабываемый перфоманс.
Последние осаждали здание, вступая в стычки с сотрудниками полиции и со службой безопасности, сопровождавшей лекцию. В итоге стараниями хулиганов многим и тех, кто зарегистрировался на лекцию о красоте, некоторое время пришлось провести на улице. В зал, где проходила лекция, не смогли попасть и некоторые журналисты. Попытки провокаций за закрытыми дверями зала «Абонемент», где шла лекция, не прекращались до самого ее конца.
В самом же зале царили благодушие и спокойствие: Макаревич сетовал на то, что в словарях отсутствует само понятие «красота» и развивал связанную с собственными пониманием этого понятия мысль.
Свое выступление он начал с вопроса к аудитории: «Что такое красота?». Как ни странно, смельчаки ответить нашлись сразу. С задних рядов зазвучали стихи, а одна из зрительниц предположила, что красота — это божественное в человеке. И попала, по словам Макаревича, почти в десятку. Лектор согласился с таким определением и начал обстоятельный разбор вопроса.
Экскурс в историю прекрасного начался с Древней Греции: «В Элладе, население которой было, наверное, как два Чертанова, люди за три века придумали все, чем человечество пользуется до сих пор — философию, математику, архитектуру. Я уверен, что и музыка, хоть она и не сохранилась, у них была божественная».
От античности Макаревич перешел к Средневековью и Возрождению, заметив, что искусство всегда было привилегией богатых, а художник до некоторых пор считался ремесленником.
«Вот это ремесленничество в сочетании с невероятным мастерством мы и называем красотой, считаем искусством», — подытожил Макаревич.
В первую очередь музыканта попросили ответить на вопросы из Новосибирска, где его лекция была отменена без внятной причины за две недели до мероприятия. Один вопросов касался дайвинга — давнего увлечения Макаревича.
«Я сошел с ума, когда в кинотеатрах показали первый фильм Кусто. Мне тогда было лет пять. Я уговорил родителей купить мне маску и ласты. Я понимал, что никаких тропических морей я не увижу. Сегодня молодой человек может посмотреть все это, когда ему заблагорассудится. А я шел к этому двадцать лет. Согласитесь, обидно».
Вопреки ожиданиям, никаких провокационных вопросов не было. Зрители хотели узнать, что впечатлило Макаревича сильнее всего, как он ищет в себе силы заниматься творчеством и как заинтересовать ребенка музыкой и рисованием.
Присутствоваший на лекции известный петербургский политик Максим Резник уточнил, что «принадлежит к той части депутатов, которые разделяют представления музыканта о красоте» и поинтересовался, какое место в Петербурге он считает самым красивым. Не побоявшись показаться неоригинальным, Макаревич сказал, что это – перспектива Невского проспекта от площади Восстания — первое, что видит москвич в Петербурге.
Драматичной точкой встречи стал вопрос о том, можно ли думать о красоте, когда мир на краю пропасти. Макаревич оказался настроен весьма оптимистично: «Мир и ужасен, и прекрасен, содержит все цвета спектра и еще много хорошего, что мы не в состоянии увидеть. Нужно думать о хорошем. У меня есть неосуществимая мечта: чтобы все человечество одновременно налило себе рюмочку то, чего любит, подумало о хорошем, и выпило. И я уверен, что мир дрогнет и изменится к лучшему».
Региональный проект «Открытой лекции» проходит при поддержки «Открытой России».